Планета мастеров и профессионалов

Электроника дома Своими руками Программирование Пинакотека WWW Жизнь и здоровье Кулинария Работа вакансии Объявления Продаю Заработок в сети Услуги Обзоры и отзывы Рукоделие Образование Интернет бизнес Для души О проекте

Продвинуть в ТОР - 5 Добавить комментарий

Как самостоятельно научиться играть на фортепиано , хорошо петь, любительские аранжировки музыки.

Как самостоятельно научиться играть на фортепиано , хорошо петь, любительские аранжировки музыки. | Планета мастеров и профессионалов
Методики самостоятельного обучения пению и игре на фортепиано, любительские аранжировки песен, исполнение популярной музыки.

Механика дела

MIDI KARAOKE player

Играем и поём




Механика дела

      Играть на пианино очень просто - нажимай чёрные и белые клавиши, вот тебе и музыка. Времена, когда, чтобы научиться играть на пианино нужно ходить в музыкальную школу, давно прошли. И если, вы не помышляете о профессиональной карьере то компьютера с интернетом и простенького синтезатора от 3 до 5 октав будет более чем достаточно. Очень советую начать именно с синтезатора или клавиатуры, которая может звучать самостоятельно без подключения к компьютеру. На начальном этапе принятие этого нюанса позволит вам избежать проблем с ASIO драйверами. Если рассматривать миди клавиатуры и синтезаторы по набору возможностей, то миди клавиатуры выглядят намного привлекательнее. К тому же миди клавиатуры стоят на много дешевле синтезаторов в одной категории возможностей, а по количеству клавиш и набору функций как правило превосходят синтезаторы. Но все эти преимущества миди клавиатуры сразу сходят на нет, когда вы начнёте, не имея, опыта заставлять свой гаджет издать хоть какой ни будь звук через звуковую карту вашего компьютера. Без специального ПО и настройки ASIO интерфейса все попытки обречены на провал. В случае с синтезатором все эти проблемы отодвигаются до того момента, когда вам потребуется сопрячь синтезатор с компьютером для создания своих собственных композиций. Методика освоения игры на фортепиано сводится к простой формуле - смотри, слушай, повторяй. Сперва определитесь с песней или композицией, которую хотели бы разучить, находите её на Ютубе по запросу “Научиться играть ...” и повторяете нажатие клавиш вслед за обучающим видео. Также можно использовать файлы с расширениями *.mid *.kar . Для воспроизведения этих файлов нужен специальный миди плеер.
  • Бах. Токката ре минор

  • Рюмка водки на столе

  • В лесу родилась ёлочка

  • Чайковский П.И. 1концерт(отр.)



MIDI KARAOKE player

       Я использую Ванбаско плеер (Скачать плеер). Он обладает всем необходимым функционалом, который можно использовать для самообучения как в игре на фортепиано, так и для тренировки вокальных данных. Интерфейс плеера имеет шесть основных компонентов:

  • Плеер

    Караоке midi проигрыватель Player

  •  Проводник с
    плейлистом

    Караоке midi проигрыватель Play list
  • Панель регуляторов
    темпа, громкости и
    тональности

    Караоке midi проигрыватель. Панель регуляторов темпа, громкости и тональности проигрывания

  • Фортепианная
    клавиатура

    Караоке midi проигрыватель. Фортепианная клавиатура

  • Панель управления
    инструментами

    Караоке midi проигрыватель. Панель управления инструментами и индикации

  • Окно вывода
    текстов песен

    Караоке midi проигрыватель. Окно вывода текстов песен

       Используя, функционал этого плеера и возможности звуковой карты можно синтезировать практически все возможности, предоставляемые профессиональными системами караоке. Несмотря на то, что в плеере реализованы старые технологии программирования программа успешно работает на всех WINDOWS платформах. Но если вдруг, что-то пойдёт не так в процессе установки или запуска программы, нужно повторить установку предварительно включив режим совместимости с предыдущими версиями WINDOWS. Для этого выделите файл “vkaraoke.exe” кликнув, по нему левой кнопкой мыши, а затем кликните правой кнопкой по файлу, чтобы открыть контекстное меню. В этом меню войдите в “свойства” (самый нижний пункт) и в открывшимся диалоге, войдите во вкладку “Совместимость”. Поставьте галочки “Запускать программу в режиме совместимости Windows XP SP3” и “Запускать программу от имени администратора”. После этого должно всё работать!
      Если плеер установился и запустился, то можно сказать пару слов о MIDI интерфейсе (кстати небольшой архивчик MIDI файлов для начала можно скачать ЗДЕСЬ.
      
      Любая операционная система (ОС) WINDOWS неизменно содержит компонент MS GS WAVETABLE SYNTH. Правда, начиная, с WINDOWS VISTA интерфейс MIDI (от англ. Musical Instrument Digital Interface) был убран из панели управления WINDOWS, но сам компонент MS GS WAVETABLE SYNTH остаётся по сей день и за 31 год жизни существенно вырос и улучшился. Не будем углубляться в технические подробности, а остановимся на сути взаимодействия компонента MS GS WAVETABLE SYNTH и звуковой карты. MS GS WAVETABLE SYNTH превращает вашу звуковую карту в много функциональный генератор тонов. Звук этого "генератора" вы слышите из своих колонок или наушников. Звуковая карта одновременно может генерировать более сотни тонов различной частоты, формы и громкости, что позволяет синтезировать набор, состоящий из 128 музыкальных инструментов. Это целый оркестр, в котором каждый основной инструмент имеет от 8 и более разновидностей себе подобных инструментов со своим уникальным тембром и окраской звука.
      Теперь нужно, что бы "оркестр" WAVETABLE SYNTH в вашей звуковой карте исполнил выбранную Вами композицию и вот теперь очередь за файлом *.mid. Файл с расширением *.mid или *.kar представляет из себя набор параметров для синтезатора WAVETABLE SYNTH звуковой карты. Список параметров в файле *.mid содержит информацию о том, какие инструменты выбраны в данный момент, какую ноту или ноты они должны сыграть, с какой громкостью и длительностью. В файле с расширением *.kar для каждой ноты или аккорда дописаны слоги слов, которые содержаться в песне.
      Ну, если плеер установлен, а композиция для изучения выбрана в плейлисте, то можно начинать "тренировку"!


Играем и поём

"Да осилит дорогу идущий!"


СОДЕРЖАНИЕ:

Голос и слух

Процесс голосообразования

Голосовые резонаторы

Дыхание и дыхательные упражнения

Артикуляционный аппарат

Понятие петь в маску

Грудной резонатор — нижняя опора звука

Вокальный зевок

Гортань в пении

Голосовые регистры

Советы к вокальными упражнениям




       Для начала отключите все инструменты в панели управления инструментами и оставте только главную мелодию. Управление инструментами состоит из двух режимов: левая кнопка полностью отключает инструмент, а правая кнопка оставляет громкость выбранного инструмента без изменения, но ослабляет все остальные инструменты в 10 раз. Это весьма полезная опция в случае, если, мелодия исполняется несколькими инструментами с разной аранжировкой, а нужно свести всё к исполнению одним инструментом. В результате, разучивая одну партию вы слышите и звук других инструментов, которые определяют гармонию и полифонию выбранной композиции.
  • Панель управления
    инструментами

    Караоке midi проигрыватель. Панель управления инструментами и индикации
       Далее в панели регуляторов темпа, громкости и тональности с помощью регулятора темпа выберите оптимальную для Вас скорость воспроизведения мелодии, также здесь можно установить и оптимальную громкость звука мелодии. Оптимальной скоростью воспроизведения мелодии можно считать, тот темп когда Вы успеваете увидеть, какие ноты маркируется на клавиатуре плеера и успеть нажать их на своём инструменте. С первого раза, конечно, ничего не выйдет, но после пары десятков повторений положительный прогресс гарантирован!
       По мере освоения мелодии в правовой руке стоит задуматься и о подключении аккомпанемента в левой руке. Как правило гармонию мелодии определяет бас гитара. Включаем её в нашей панели управления инструментами и начинаем осваивать аккомпанемент в левой руке. На первом этапе делаем всё точно также, как и для правовой руки.
       Следующий этап самый "прикольный"! Нужно сыграть всё двумя руками. Теперь делаем всё тоже самое, что и для каждой руки в отдельности только двумя руками. Конечная цель этих самоистязаний сыграть всё наизусть. Если Вы начинаете с "нуля" то смиритесь с тем, что до первого качественного скачка уйдёт от 3-х до 6-ти месяцев занятий. Однако, не стоит себя уж чересчур мучать! Пускай это будут 3 - 4 ноты за одно занятие, но в результате регулярных занятий "прогресс" Вас всё равно не минует. Ну, а уж если совсем "не лезет", то дайте себе передышку. Вашему мозгу необходимо сформировать нейронные связи для новых навыков. Так, что не сомневайтесь "Упорство и труд всё перетрут"!
       Возможно, Вам для освоения мелодии не стоит стараться разучивать всё сразу. Можно, например для начала освоить припев песни или маленькую часть композиции. Попробуйте разучить выбранный Вами кусочек левой и правой рукой, а потом сыграть его двумя руками. На это уйдёт меньше времени, да и результат будет наглядней!
       Для развития слуха и тренировки музыкальной памяти очень полезно вместе с освоением "клавиш" попробовать себя в "вокале" или выйти на этом поприще на новый уровень! Для тренировки вокальных данных и музыкальной памяти разучивая, партию правой руки попробуйте пропеть, ноты соответствующих клавиш. Для пения можно использовать просто гласные буквы. Если петь не комфортно (высоко или низко) воспользуйтесь регулятором тональности в панели регуляторов темпа, громкости и тональности. Средним регулятором - Key подстройте тональность под свой голосовой диапазон.

       Для тех, кто хочет глубже познать певческую механику дела, то тогда для этого стоит узнать, "Как это устроено" и поэтому начнём с анатомии!

  • Анатомия голосового
    аппарата человека.

    Анатомия голосового аппарата человека.

       Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат.
В его состав входят:
ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.
       В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Голос и слух

      В пении, так же, как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым. Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных, резонаторных. Слух является основным регулятором голоса.

Процесс голосообразования

      Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия. Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Голосовые резонаторы

      Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами. Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы — все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы). Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл". Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования. Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к "качанию" звука и понижению интонации.

Дыхание и дыхательные упражнения

      Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание — очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, "вздергиваются" ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы "раскрывалась" грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
       1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.
       2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
       3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной "боевой готовности", так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.
       4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
       5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4… Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении — дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4.
       6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. No5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.
       7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох — через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди. Этот "стон" при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а "вздох-стон". Или представьте себе, что грудь — это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.
       8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".
       9. Все как в упр. No 8, только к согласной присоединить гласную: "МАА…", "ВАА…". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.
       10. Усложняем упр. No 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
       МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
       МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО
       МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
       МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ
       МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
       Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает "услышать то усилие", которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол — голову, его фундамент — грудь, диафрагму.
       11. Надо задуть воображаемую свечу.
       Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
       Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.
       Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка — перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении. А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное — естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего "дергать" мышцами живота, "тужиться", что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться. Диафрагма — это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение в работе нашей сложной "машины-организма"! Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову. Мы уже говорили о том, что, когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед — следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

Артикуляционный аппарат

      В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

Дикция и постановка голоса

      Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод. Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие звуки. Если открывать рот овально (как рыба) — это положение имеет, то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму.
      Постановка голоса — это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембральной окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Певец сам себя не слышит, вернее слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других исполнителей (скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание своего инструмента с позиций "постороннего слушателя". Необходимо учитывать, что одновременно со звуком собственного голоса нервная система певца воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств. "Ансамбль" этих ощущений имеет большое положительное значение, так, как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается для певца возможность овладения собственным голосом. Еще одна возможность "внешнего" контроля — это слушание записи собственного голоса, что помогает скоординировать слуховые и "внутренние" ощущения.

Понятие "петь в маску".

      Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание — нижняя опора звука. Простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до них добраться. Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: "Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук "в маску" и удержать его там, уперев у корня верхних резцов… Звук "в маске" настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется "видеть" как он бьет в корни верхних резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее блестящим будет сам по себе характер звука — тем глуше будет голос, тем большая возможность "посадить звук на горло".
       Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов?
      Откройте рот и введите в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите дыхание и начните направленный выдох, медленный, "собранный в пучок", как луч фонарика. Указательный палец, прижатый к небу, как шкала прибора, ощутит тепло струи выдыхаемого воздуха. Самое теплое место на пальце — это "точка атаки" выдоха, и в это же место "ударяется" струя звуковой волны при пении. Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком. Внимательно вслушайтесь в свой голос, ищите в нем чистоту, яркость, при этом прислушивайтесь к своим ощущениям, запоминайте их. Французский ученый 20-го века Р.Юссон установил, работая над этой проблемой, что между тройничным лицевым нервом (район носовой полости и придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса (воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва, разветвляющегося на небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость, полётность и тембровую красоту звука. Старые итальянские педагоги для ощущения "маски" рекомендовали такие упражнения:
      на удобном тоне напевать звуки "м", "н", "в", ощущая вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает. Первый раз это упражнение делается с открытым ртом — "нычание", а потом с закрытым — "мычание".
      Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания, они так и вошли в практику под названием "нычание" и "мычание". Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания: произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук "м" в маске (щекотание верхней губы, зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения ощущений и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука, конечно, все очень индивидуально. В Италии, в том теплом, солнечном климате эффективность этих упражнений явно повышается, так как климат, солнце, море сами по себе снимают у человека зажатие, делают его естественным, свободным. В нашем холодном, сыром, непостоянном климате все ощущения у человека иные, так как есть постоянная скованность, закрепощенность. Актеры театра "Ла Скала" удивлялись, когда были у нас на гастролях, как здесь поют и живут вокалисты, когда климат, теплая и тяжелая одежда способствуют зажатиям. Наши начинающие певцы имеют очень часто зажатые глотки, поднятые плечи, надо быть очень внимательным, чтобы упражнения "мычания" и "нычания" не укрепили этих недостатков. Об этой опасности говорит М.Э.Донец-Тессейр, она считает, что с приемом "мычания" следует быть осторожным, не увлекаясь им, так как он приучает к недостаточному поднятию мягкого неба, что приводит к гнусавости. Чувство головного резонатора она называет 'чувством переносицы', считает, что это 'обеспечивает собранность звука, его высокую позицию'. Мы говорили о 'маске', о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука.
      А как он посылается?
      "Атака" звука — это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука — это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой педагог М.Л.Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато — отрывисто). В вокально-педагогической практике используется твердая и мягкая атака, это определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ подачи звука не вызвал "подъездов" в звукообразовании. Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем "атакой", "уколом", побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном. Аналогичная картина происходит и с голосом, где связки — камертон, а голова и грудь — резонаторы, только надо научиться их "подключать" и "настраивать".

Грудной резонатор — нижняя опора звука.

      Певческий звук образуется колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель. Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны, выходят из гортани наружу через надставную трубу (зев, рот, нос), где и приобретают качественное звучание. Однако певческий звук не должен чувствоваться в гортани, хотя он там образуется, иначе он будет горловой. Поющему должно казаться, что звук образуется в груди, а потом упирается в твердое небо. Вспомним совет К.Эверарди: "Ставить голова на грудь, а грудь на голова", то есть использовать в пении смешанную, грудную и головную опоры. При увлечении головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов певческого голосообразования, голос может деградировать. Увлечение только головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звучанию, к потере органичности звука. Певец начинает петь "только верхушками", как говорят в практике. Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полетность все больше и больше, начинает покачиваться и детонировать. А вот что написала в своей работе наша замечательная певица В.Барсова: "При пении стараюсь ощущать звуковую опору в груди, с одномоментной поддержкой этой опоры мышцами живота и вверху, в области так называемой "маски". Под грудным резонатором часто подразумевают силу мышечной активности грудной клетки или силу выдыхательного процесса — это ошибочно. Грудным резонатором является воздух, заключенный в трахее, бронхах, а не мышцы. Поэтому так важно при пении не сбрасывать объем грудной клетки при дыхании, чтобы не менялся объем грудного резонатора. Чрезмерное, нарочитое напряжение мышц грудной клетки и живота не только не способствует грудному резонированию, но скорее ему препятствует, так как затрудняет нормальное распределение воздуха в дыхательных полостях. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное звучание. Поэтому так часто при обучении говорится о необходимости петь в маску — пользоваться головными резонаторами, петь на дыхательной опоре — подключать грудные резонаторы. При пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в частности, грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает.
       Вывод: степень активности певческих резонаторов — это весьма важный показатель вокально-технического совершенства певца.
       Итальянский педагог Э.Барра писал: "У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса… Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость, долговечность". Истории известны случаи невероятной мощи звука голоса. Так в Москве в 1894 году проходили гастроли знаменитого тенора Томаньо (1850-1905гг.), который обладал таким мощным энергетически направленным голосом, что силой направленного звука разбивал стекла.
       Единица измерения шума — децибел.
       Отбойный молоток работает с шумом = 100 дб.
       Мощность поставленного голоса = 110 дб.
       Поэтому работу концертмейстера в опере можно по вредности приравнять к работе в кузнечном цехе.
       Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом) дает звуку главным образом силу.
       Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука.
       Гортань заведует преимущественно высотою звука.
       Часто мы употребляем выражение "подключить резонаторы". Конечно, резонаторы не имеют "выключателей", но, если человек дает себе установку в работе, имеет четкое представление о механизме певческого процесса, о своих задачах и целях, то это "включение" происходит за счет нашего "внутреннего компьютера" (назовем так наш мозг и нервную систему). Хорошо поставленный голос имеет верхнюю опору (купол, маска, позиция) и нижнюю (диафрагма, грудь), а между ними воздушная струя, как натянутая струна (дыхание). Сохранение певцом этих ощущений в процессе пения создает у слушателя впечатление устойчивости звука "поставленного голоса". Технические совершенства голоса и музыкальность поющего дополняют впечатление от исполнения.

Вокальный зевок.

      При высокой позиции, свободной широкой гортани, активной атаке звука должно быть поднято мягкое небо (небные занавески). Ф.Ламперти говорил, что оно должно принимать "вид выгнутого паруса, надутого ветром". Педагог Донец-Тессейр советует иногда дотронуться пальцем до маленького язычка и почувствовать, как поднимается мягкое небо и язычок. В вокальной литературе это называется "певческим зевком", "вокальным зевком", "полузевком", когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба, разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гортань. Э.Карузо считал, что певцу "полезно упражняться в открывании горла перед зеркалом и стараться при этом увидеть небо также как когда мы показываем горло врачу".
       Вот что пишет А.Г.Менабени о зевке:
       "При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, то есть находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). При зевке опускается корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань. Поэтому зевок является методическим приемом произвольного опускания гортани. Напряжение мягкого неба при зевке через нервные связи вызывает необходимый тонус диафрагмы, влияет и на напряжение голосовых складок, что важно для образования смешанного регистра". В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с "настройкой ротоглотки на полузевок". Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается плоский, резкий, открытый, "белый". Такой звук используется в народном пении. Если звук отражается от мягкого неба, то он получается дряблый, "без металла", тусклый, с носовым оттенком.

Гортань в пении.

      Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального аппарата (форма гортани, длина связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь "легко берущиеся звуки", можно предположить, что эти звуки и должны определить среднюю линию положения гортани. Прислушайтесь к положению гортани на удобных и красивых нотах вашего голоса. В пении гортань практически не меняет положения. Доктор И.Левидов считает, что "у певцов, обладающих хорошей постановкой голоса (четкой дикцией, полнотой, округлостью гласных) наблюдается устойчивость гортани, между тем у певцов, недостаточно владеющих голосом, поющих "белым" звуком, неудовлетворительное качество звука обычно сопровождается большой подвижностью гортани".
       Профессор Ф.Ф.Заседателев пишет в своем труде:
       "Разговорное или натуральное положение гортани не годится в пении. При таком ее положении звук плоский. Перед началом пения гортань переходит в низкое спокойное положение.Такое положение гортани является мерилом правильной техники и правильного тона…. При низком положении гортани увеличивается полость резонаторов и полость глотки, а с ней и сила и объем голоса. Если гортань стоит высоко, то и язык, и дно рта подняты, а если низко, то корень языка и дно полости рта опущены, что облегчает задачу плоского держания языка… Однако удержание гортани насильственно в неподвижном положении и вредно, и невыполнимо, оно портит голос". Сторонниками низкой гортани были: Эверарди, Ферни, Джиральдони. В нашей работе уже говорилось о том, что "зевок" способствует опусканию и освобождению гортани, а сохранение зевка в пении — сохранению положения гортани. Конечно, обучающийся должен иметь достаточно четкое представление об анатомии голосового аппарата, но при практических занятиях основное внимание надо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественности, свободе и активности происходящих процессов. Добиваться понимания и результатов надо с помощью простых музыкальных и физических упражнений, искать ощущения через различные ассоциации, образы, а не действовать с позиции силы, нажима. Большую помощь в такой работе оказывает зеркало. В этой кропотливой работе воспитывается профессиональное внимание, терпение, настойчивость.

Голосовые регистры

      По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.
       Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный (фистула):
       грудной — полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;
       фальцет — замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.
       Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.
       У мужчин их два: грудной, головной.
       У женщин — три: грудной, микст, головной.
       Микст — это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение).
       При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях. Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого "прикрытием" гласного, поэтому есть термины "открытые" и "прикрытые" звуки. Прикрытый звук — это звук, более округленный по тембру с максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры. Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а гортань опускается ниже ее нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка. Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с более высоких или низких нот. Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальном периоде обучения. Есть одна из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Особенно вредно пение открытым тембром для мужских высоких голосов. Певицы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к детонированию, тремолированию звука и быстрому изнашиванию голоса. Из брошюры Фучито и Бейера мы знаем, какую большую ежедневную работу проделывал Карузо (!) для выравнивания регистров и придания округлости звукам, в особенности на трудном переходном регистре.

Советы к вокальными упражнениям

      "Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой".
       Указания Глинки: при упражнениях "тянуть звук, не сбавляя силы".
       Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук "а", потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято. Конечно, все очень индивидуально, часто бывает, что начинающему спеть звук "а" очень трудно, легче атакируются гласные "о" или "у". Педагог Витт советует "найти удобно формирующуюся и хорошо звучащую гласную и от нее строить голос, стараясь ощутить "место звука".
       Глинка называл это так: "Петь сначала легко берущиеся звуки". (Школа примарного тона).
       Конечно, в дальнейшей работе надо использовать все гласные, чтобы в пении при чередовании в тексте разных гласных и согласных звук оставался ровным и, по возможности, красивым. Ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных. Именно на упражнениях приобретается навык пения звуком красивым и ровным по силе, качеству и тембру. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука. Дыхание — как бы педаль, связывающая звуки вместе. Все упражнения необходимо петь предельно legato. Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные, в спокойном темпе.
       Вот что о ровности и легатности звука говорил М.Гарсиа: "При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто все построение составляет только один ровный и продолжительный звук… Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука".
       Ровность тембра создается единообразностью работы гортани. Относительно пения forte и piano советует педагог Витт: "Обучающимся пению необходимо помнить, что сила голоса легко опережает свободное управление им. Создавая наилучшие условия для хорошего звучания, певец как бы "растит" свой голос, а не выгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук". Для каждого голоса forte и piano должны быть индивидуальны. Никогда не надо забывать итальянскую поговорку: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом". Результат хорошей вокальной "школы" — это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой "контроль" поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться — тогда голос зазвучит, заблестит. Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна отвечать всем требованиям вокала.

Всё лучшее из записок Е.М Пекерской "Вокальный букварь"


Для воспроизведения песен из архива установите "ВанБаско" плеер!
Скачать "ВанБаско" плеер

Механика дела

MIDI KARAOKE player

Играем и поём


   

Дата размещения 18 August 2019 в Для души

Продвинуть в ТОР - 5 Добавить комментарий

На главную Опубликовать ваше предложение Каталог сайта

Яндекс.Метрика
Copyright © 2015-2019 by All Rights reserved. E-Mail: admin@masterplanetpro.ru.